Одной из ключевых причин ударов по Ирану стали его враждебные намерения в отношении Израиля, которые иранское руководство не скрывает, рассматривая уничтожение еврейского государства как стратегическую внешнеполитическую цель.
Игра на ослабление и расчет на США
По мнению научного сотрудника Международного центра обороны и безопасности Игоря Грецкого, в этом контексте Иран активно развивает свою ядерную программу, задействуя все возможные ресурсы, включая технологии, полученные от России. Кроме того, он действует через прокси-группировки, такие как ХАМАС, Хезболла и йеменские хуситы, что позволяет ему вести агрессию против Израиля опосредованно. Также эксперт отметил, что ВВП Ирана мог бы быть в 2,5-3 раза выше, если бы не санкции, под которыми страна живет десятилетиями. Но очевидно, что ключевая цель этих санкций не ослабление Ирана само по себе, а попытка остановить его ядерные амбиции.
"Основной фактор для нанесения удара – это то, что Иран сейчас сильно ослаблен. И если не сейчас решать вопрос, связанный с угрозами с его стороны, то понятно, что через 5-10 лет ситуация на этой ближневосточной шахматной доске может выглядеть иначе и не обязательно лучше в пользу Израиля", – считает Грецкий.
"Я бы посмотрел на это с более широкой перспективы. Здесь очевидно, что операция Израиля ослабляет Иран, то есть ослабляет взаимодействие между Ираном и Россией, это во-первых. Во-вторых, Россия уже не может опираться на Иран в смысле поставок военной техники, оружия, поскольку Ирану оно необходимо самому, – продолжил он. – Но, с другой стороны, Иран, в принципе, свою роль сыграл уже три года назад, когда Украина взяла инициативу в свои руки в плане использования дронов на линии соприкосновения. Москве понадобилось срочно как-то этот фактор нивелировать, своего производства дронов в таких масштабах у России не было. В тот момент Иран со своими "Шахедами" помог России восполнить потребность в оружии, в дронах. Но насколько сейчас Иран для этого окажется пригоден, это на самом деле большой вопрос. Скорее, Россия будет всё больше полагаться на поставки Северной Кореи".
По словам эксперта, у израильского руководства есть расчет, что в какой-то момент Соединенные Штаты подключатся к данной операции и поставят в ней точку. Изначально они дистанцировались от израильских атак, но, вероятно, были в курсе и не препятствовали им. Трамп стремится показать себя эффективным лидером, способным быстро принудить Иран к отказу от ядерного оружия без смены режима, заключив сделку с нынешними властями. Он рассчитывает на краткосрочную операцию, угрожая точечными ударами по иранской инфраструктуре, если переговоры затянутся. Однако нестабильность в Иране может привести к непредсказуемым последствиям, а времени на решение у Тегерана – всего несколько недель.
Как на новый виток напряженности реагируют простые израильтяне?
Житель Тель-Авива Роман Феодори рассказал, что система оповещений в Израиле действует четко и на всех уровнях – пуш-уведомления приходят вне зависимости от настроек телефона. Это критическое уведомление, которое невозможно не услышать, оно говорит: "Немедленно находиться возле укрытия". После тревоги важно не выходить из убежища до повторного уведомления, подтверждающего, что опасность миновала. Это нововведение появилось именно с началом иранских атак, так как теперь речь идет о баллистических ракетах, и прежние меры предосторожности, рассчитанные на обстрелы со стороны ХАМАС, уже недостаточны.
Убежища в Израиле бывают разными – от общественных бункеров с туалетами, водой и даже плитками, до встроенных комнат, которые называются "мамат", прямо в квартирах. Это комната с железной дверью и окном, которая встроена в архитектуру дома и должна выдержать ударную волну.
"Люди туда ставят обычно кровать, чтобы не бегать туда-сюда, там ложатся или детей кладут. Но вот как раз проблема в том, что оно создано для защиты от обломков, осколков, взрывной волны, а не от прямого попадания. И было прямое попадание баллистики конкретно на определенный этаж именно в это помещение. И там погибли двое людей", – вспоминает Роман.
На улицах ощущается усталость, люди меньше шутят, избегают поездок без острой необходимости. Несмотря на это, жизнь продолжается: транспорт работает, медицинские учреждения открыты, кафе по вечерам принимают гостей – пусть и в меньшем количестве. Однако, по словам Романа, тревожность остается, особенно потому, что многие уже не питают иллюзий.
"Никто не придет, никто не поможет, никому нельзя верить. Если даже сейчас Иран скажет: "Да-да, всё свернем, всё уберем", это снова начнется и продолжится. Израиль понимает, что он в своем регионе один и по большому счету должен сам за себя сражаться", – добавил Феодори.
Подробнее о ситуации на Ближнем Востоке – в сюжетах над новостью.
Комментарии
С 02.04.2020 года ERR показывает полное имя автора комментария.