В понедельник специальная комиссия Рийгикогу по контролю за госбюджетом на открытом заседании обсудила введение налога на сладкие напитки. С помощью этой меры Министерство социальных дел надеется получить доход в размере 25 миллионов евро со следующего года. При этом главная цель т. н. лимонадного налога, как отмечают в ведомстве, – сократить потребление сахара жителями Эстонии.
Сиккут: у налога на сладкие напитки конкретная цель
По словам министра здравоохранения Рийны Сиккут, введение налога должно побудить производителей сократить количество сахара и подсластителей в напитках и лимонадах, что, в свою очередь, уменьшит количество потребляемого жителями Эстонии сахара.
Прежде всего эта инициатива направлена на молодежь. У трети учеников уже в начальной школе, а также подростков наблюдается избыточный вес.
"У этого налога есть конкретная цель – снизить количество потребляемого сахара, особенно среди детей. Введение налога в отношении всех продуктов, в которых содержится сахар, было бы гораздо более сложным с административной точки зрения и повысило бы стоимость продуктовой корзины для всех. Кроме того, специалисты Института развития здоровья очень четко пояснили, чем лимонад отличается от других сладких продуктов. При употреблении лимонада не наступает чувства насыщения, сахар быстро усваивается и негативное влияние потребления сахара на здоровье отчетливо прослеживается", – пояснила министр.
Белобровцев: есть опасения, что "сахарный налог" – это только начало
Член спецкомиссии, центрист Вадим Белобровцев уверен, что налог на сладкие напитки преследует только одну цель – увеличить доходы государства. И то, что эта инициатива действительно поможет снизить потребление сахара среди детей и подростков, весьма сомнительно.
"На заседании только один человек выступал за введение налога на сладкие напитки – это министр Рийна Сиккут. По оценке юристов, это нарушает законодательство, вполне возможно, что противоречит европейскому праву. Представители бизнеса и пищевой промышленности тоже категорически против. Прикрывается это заботой о здоровье детей, но в ряде стран вводились подобные меры и никакие показатели, связанные со здоровьем или ожирением, не менялись. Последний пример – это Португалия", – сказал он, добавив, что "сахарный налог" может стать началом сбора денег для пополнения государственной казны.
"Это одна из мер. До этого был автомобильный налог, который принесет несколько сотен миллионов в казну. Кроме того, опять будут облагать подоходным налогом пенсии. И сколько еще подобных налогов мы увидим – не могу представить", – отметил Белобровцев.
Министерство социальных дел предлагает ввести налог с 1 января 2025 года. По оценке Минфина, подготовка налога займет гораздо больше времени, поэтому ввести налог раньше 2026 года не удастся. Это касается как самих формулировок в законопроекте, нуждающихся в большей четкости, так и разработки электронной системы.
Подробнее о налоге на сладкие напитки – в сюжете над новостью.
Комментарии
С 02.04.2020 года ERR показывает полное имя автора комментария.